пятница, 8 февраля 2013 г.

доклад про белый грибы

Или вот, скажем, грибница. Обычно делают как: запоминают, где находят белые, и часто туда наведываются, интересуются, проверяют. Считается, что там есть грибница. А в других местах, следовательно, ее нет. Но бывает и так, что в какой-то момент те же белые начинают расти просто везде и всюду, словно что-то там в природе заклинило. Знаю одно место в Тульской области, где грибов почти нет в принципе — старый сырой липово-дубовый лес, подлеска никакого, только гнилые сучья на черной земле. Какие тут . И вдруг, в середине августа 1999 года, прорвало. Белые торчали везде и всюду. На пятачке 20х30 метров я собрал… не знаю даже сколько, вдвоем за два захода еле утащили. Вывод отсюда можно сделать следующий: если взрасли там, где не были замечены ни до, ни после описываемых событий, значит, грибница там уже была, и не самая слабая. А если грибнца есть там, где грибам по всем понятиям не место, и где они могут вырасти лишь попущением божьим, то можно преположить, что грибница эта есть едва ли не везде, где растут деревья, с которыми гриб может образовать микоризу. Другое дело, что плодоносить такая «случайная» грибница может только в особых, не поддающихся осмыслению условиях. Но это уже совсем другое дело.

Несмотря на огромную популярность (и как следствие — вытаптывание мест плодоношения), нередко отмечаются «парадоксальные» урожаи. Каждый грибник может понарассказать, как он, например, ходил целый день и ничего не нашел, и никто ничего не находил, потому что не было, грибов, не было, и вдруг, на самом обратном пути, у трех берез на опушке… Ну вы поняли. С кем не бывало. Случаются иногда такие находки, когда кажется, что наткнулся на какое-то потайное место, куда собрались белые со всего леса. Случаются, но редко.

В последние годы июль случается жаркий и сырой. В конце жаркого сырого июля у нас в Наро-фоминском районе Московской области омечается массовый выход белых грибов. И этим массово народившимся грибам кто-то варварски подгрызает ножку, да так, что шляпка повисает на тонкой шкурке. Естественно, гриб не развивается, загнивает на корню. Кто виноват? Одно время я грешил на слизней. Потом подумал: странные какие-то слизни. Почему едят только ножку у белых, почему не трогают шляпки и другие (а ведь не трогают! ножки обгрызены только у белых), откуда берутся в июле и куда деваются, когда становится прохладней? Природа полна загадок.

Белый гриб любят черви. Бывает, грибок с кулак, а уже труха. Бывает и иначе: гриб здорово собой, но почти чист, почти, но не совсем: иногда создается впечатление, что черви уже покушали, вылупились в мух и улетели к другим грибам, а этот приободрился, затянул червиные ходы и начал новую жизнь. Реально ли это? А кто его знает. Впрочем, какая разница: если живых червей нет, то уже и неважно, кто его кушал до меня.

Белый гриб — антипод бледной поганки (Amanita phalloides). Поганка дышит эстетикой, поганка безупречно в каждой детали… но вот почему-то не радует. (Хотя, конечно, понятно, почему.) Белый гриб — совсем другое дело. Не всегда правильный, не слишком изящный, простой. Как Ленин.

О белом грибе можно писать роман. Писать, но не написать: белый гриб все равно не втиснется в рамки романа. Красивых грибов много, но где еще найдешь такой гриб, возле которого хочется сесть и спокойно умереть, потому что лучше уже ничего не будет? С белым это запросто. Надо только найти…

По праву считается лучшим из грибов. Употребляется в любом виде.

Также с белым грибом путают распространенные дубовики B. luridus и B. eruthropus. Следует, однако, помнить, что у белого гриба мякоть никогда не меняет цвета, оставаясь белой даже в супе, чего никак нельзя сказать о активно синеющих дубовиках.

Tylopus felleus, желчный гриб, в молодости бывает похож на Boletus edulis (позже становится более похож на подберезовик, Leccinum scabrum). От белого желчный гриб отличается прежде всего горечью, делающей этот гриб абсолютно несъедобным, а также розоватым цветом трубчатого слоя, розовеющей (к сожалению, иногда слишком слабо) на изломе мякотью и темным сетчатым рисунком на ножке. Также можно отметить, что мякоть желчного гриба всегда необычно чиста и нетронута червями, в то время как у белого гриба сами понимаете…

Различные разновидности Boletus edulis произрастают в лиственных, хвойных и смешанных лесах с начала лета до октября (с перерывами), образуя микоризу с различными видами деревьев. Плодоносит так называемыми «волнами» (в начале июня, в середине июля, в августе и пр.). Первая волна, как правило, не слишком обильная, в то время как одна из последующих волн зачастую бывает несравнимо более урожайная, чем остальные. В народе считается, что белый гриб (или, по крайней мере, его массовый выход) сопутствует красному мухомору (Amanita muscaria). То есть пошел мухомор — пошел и белый. Так оно или не так, бог его знает.

Распространение:

Очень массивная, высота до 20см, толщина до 5 см, сплошная, цилиндрическая, у основания расширенная, белая или светло-коричневая, со светлым сетчатым рисунком в верхней части. Как правило, значительная часть ножки находится под землей, в подстилке.

Споровый порошок:

Вначале белый, затем последовательно желтеет и зеленеет. Поры мелкие, округлой формы.

Спороносный слой:

Цвет, в зависимости от условий произрастания, варьирует от беловатого до темно-коричневого, иногда (особенно у сосновой и еловой разновидностей) с красноватым отливом. Форма шляпки вначале полушаровидная, позже подушковидная, выпуклая, очень мясистая, диаметр до 25 см. Поверхность шляпки гладкая, чуть бархатистая. Мякоть белая, плотная, толстая, не меняющая цвет на изломе, практически без запаха, с приятным ореховым вкусом.

Белый гриб (Boletus edulis)

Все то, что Вы хотели узнать о грибах!

Энциклопедия грибов > Белый гриб

Комментариев нет:

Отправить комментарий