суббота, 2 февраля 2013 г.

революция и эволюция как формы социального изменения

2,1 Mb.НазваниеСоциология конспект лекцийстраница10/12Дата конвертации05.09.2012Размер2,1 Mb.Тип                 10     ТЕМА ЛЕКЦИИСОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯСОДЕРЖАНИЕ1. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ: СУЩНОСТЬ И ТИПЫ. КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА.2. СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ. СОЦИАЛЬНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ И РЕФОРМЫ.3. МИРОВАЯ СИСТЕМА И ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ.4. МЕСТО РОССИИ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ.«Прогресс ЂЂЂ не случайность, а необходимость». Г. Спенсер1. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ: СУЩНОСТЬ И ТИПЫ. КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА. В обществе непрерывно происходят различные социальные процессы, которые могут приводить к возникновению новых элементов и исчезновению ранее существовавших элементов и отношений между ними. В этом случае мы говорим, что система подвергается изменению. Проблемы социальных изменений находились в центре внимания ученых с момента возникновения социологии как самостоятельной науки. Социальные изменения - одно из наиболее общих и широких социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы, под социальным изменением понимается переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественно-экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образцов поведения, обновление и рост многообразия институциональных форм и др. Социологи выделяют четыре вида социальных изменений: структурные социальные изменения (касающиеся структур различных социальных образований); процессуальные социальные изменения (затрагивающие социальные процессы, отражающие отношения солидарности, напряжённости, конфликта, равноправия и подчинённости между различными субъектами социальных взаимодействий); функциональные социальные изменения (касающиеся функций различных социальных систем, структур, институтов, организаций и т.д.); мотивационные социальные изменения (происходящие в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности). В процессе развития социума просматриваются две основные модели поведения общественных систем, две основные формы социальных изменений ЂЂЂ эволюция и революция. Под эволюционными понимают постепенные, плавные, частичные изменения общества. Эволюционный подход берет свое начало и методологические опоры в исследованиях Ч. Дарвина. Представители эволюционной социологии (О. Конт, Г. Спенсер и др.) пытались доказать единство законов развития в физическом и социальном мирах. Спенсер, подобно биологам, различающим «высшие» и «низшие» по уровню организации организмы, представляет эволюцию как внутренне направленный процесс появления все более сложных социальных форм. При эволюционных изменениях преобладает ориентация на сотрудничество, компромисс, достижение консенсуса. Так, например, Т. Парсонс, видя в обществе самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему, именно в стабильности системы, консенсус в области ценностных ориентаций считает естественным состоянием общественной жизни. Источник социальных изменений Парсонс видит, прежде всего, во внутреннем взаимодействии тесно связанных элементов социальной системы. Стабильность и консенсус не означают идеального равновесия социальной системы и не исключают социальных изменений, в том числе и радикальных. Эволюционные изменения чаще всего принимают форму социальных реформ, которые предполагают проведение различных мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной жизни. Социальные реформы, как правило, не затрагивают основ социальной системы общества, а изменяют лишь отдельные её части и структурные элементы. Социальная революция - способ перехода к новому качеству, при котором социальная система оказывается в крайне неравновесном состоянии. Революция ЂЂЂ комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое. В условиях революционных изменений развитие общества имеет преимущественно конфликтный характер. При этом социальные конфликты достигают такой остроты, что перерастают в выступления против социальной системы в целом. Формы и способы их проявления зависят от конкретно-исторических условий данной эпохи и данной страны. Революционные взрывы это, прежде всего, следствие, результат объективно складывающегося отношения и характера взаимодействия противоборствующих социально-политических сил, а также политики властных структур. В целом можно сделать вывод, что в истории философии и социологии отчётливо прослеживается преобладание эволюционизма, стоящего на позициях признания оптимальным постепенного, более или менее плавного и медленного изменения и развития общества и рассматривающего революционные общественные преобразования как отклонения от нормального, естественного хода истории, как её аномалию. Социальные изменения, если они происходят эволюционным путём, не нарушают стабильность в обществе. Скорее, напротив, повышают её. Если же социальные изменения назрели, но они не осуществляются, это грозит нарастанием конфликтов или даже революционным взрывом. Так было в своё время в нашей стране. Важным является вопрос о направленности социальных изменений и о факторах, обусловливающих их. Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят о прогрессе. В противном случае имеет место регресс. Идея прогресса начала утверждаться в науке с XVII-XVIII столетий (Бэкон, Вольтер), впоследствии она стала общепризнанной. Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нем, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального производства и благосостояния людей, осуществляется и развивается человеческая личность. Прогресс как понятие можно применять к системе в целом и к отдельным ее элементам. Для определения уровня прогрессивности того или иного общества в социологии традиционно используются два критерия: уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Как прогрессивное, соответственно, характеризуется то общество, в котором достаточно высоки (по сравнению с другими обществами) оба эти показателя, первый из которых порой называют «базисным», а второй ЂЂЂ «надстроечным». Однако в современной ситуации все очевиднее становится недостаточность использования этих двух критериев при определении уровня прогрессивности социальных изменений. В последнее время в социологии выявляется третий критерий, позволяющий определять уровень прогрессивности того или иного общества - уровень нравственности в обществе. По-видимому, именно третьему критерию прогресса предстоит, развившись и оформившись, стать интегральным критерием, сводящим воедино все многообразие подходов к проблеме прогресса, отражающим тенденцию гармонизации социальных изменений. В третьем критерии прогрессивности социальных изменений отражены также два критерия, которые выделил А. Эйнштейн для характеристики научного познания: критерий изящества (соответствие научного познания внутреннему совершенству) и критерий красоты (соответствие научного познания внешнему оправданию, сочетающемуся с внутренним совершенством). Социальные изменения прогрессивны при условии, что они отвечают «критерию изящества», т. е. внутренне совершенны, оптимально (по времени, по затрате социальной энергии) решают определенную социальную задачу, и «критерию красоты», т.е. эти изменения не только позволяют решить определенную с

ТЕМА ЛЕКЦИИСОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ - Социология конспект лекций

Комментариев нет:

Отправить комментарий